Пресс-центр
С 2017-го года выпускников техникумов и колледжей Красноярского края аттестуют по стандартам Чемпионатного Движения по профессиональному мастерству, то есть студенты выполняют конкурсное задание экзамена на глазах у экспертов и работодателей. Такой демонстрационный экзамен к настоящему времени стал обязательным почти для всех выпускников учреждений среднего профессионального образования (СПО). О том, что сегодня представляет собой демэкзамен, и каким он ожидается в будущем, корреспонденту «1-LiNE» рассказала руководитель отдела координации демонстрационного экзамена Центра развития профессионального образования Наталия Зимен.
- Демонстрационный экзамен – это модель независимой оценки, когда выпускник сдаёт практику не в теоретическом плане и не по результатам прохождения практики. Этот экзамен в режиме офф-лайн, в условиях, моделирующих реальность, показывает, на что способен молодой специалист. По сути это демонстрация навыков, которые он получил за время обучения, то, с чем он выходит из учреждения СПО. Группа оценивающих экспертов смотрит, как экзаменуемый выполняет технологию или методику, а также оценивает непосредственно конечный результат. Например, если это сварка – могут выполнять сварочные швы, если столярное дело – изготавливать конкретные изделия. Например, в прошлом году на демонстрационном экзамене студенты изготавливали определённого вида табуреты.
Вы назвали материальные объекты, которые студенты создают в ходе демонстрационного экзамена. Но ведь в СПО есть компетенции, специальности, профессии, где нет «осязаемого результата» - например, педагогика… Как там организован демэкзамен?
- В гуманитарных направлениях, на самом деле, конечный продукт неочевиден. Есть ряд профессий, специальностей и компетенций, которые в ходе экзамена демонстрируют конкретный продукт. Например, сварка, столярное дело, кондитерское и поварское дело – т.е. то, что материально, что можно попробовать, пощупать, посмотреть.
Есть профессии, связанные с виртуальным продуктом: IT-компетенции, бухгалтерский учёт, банковское дело, интернет-маркетинг, реклама и т.д. Их конечный продукт – в электронном формате.
И есть специальности, продукт которых даже в электронном виде не отобразить, в том числе педагогические. Здесь, конечно, экзамены выглядят более интересно, но они и более сложные, более длительные. В них есть две части: время на подготовку и время на демонстрацию. «Продукт» оценивают с двух сторон: как человек демонстрирует навык, и как он это понимает и описывает.
Возьмём дошкольное воспитание. Одно из заданий – комбинированное занятие с волонтёрами, которые играют роль детей. Внутри занятия студент должен показать одновременно три разные технологии: например, использование LEGO-конструктора, использование песочницы и формирование математических представлений. Это реальное занятие, которое выпускник будет проводить в дальнейшем в детском саду. Первая часть демонстрационного экзамена у них связана непосредственно с занятием, а вторая – с публичным выступлением (например – на родительском собрании), либо с проектной деятельностью (подготовка совместных детско-взрослых проектов).
Это отличие «гуманитарных» компетенций – две части демонстрационного экзамена: смысловая и практическая. Такие экзамены сложны, длительны, но они более интересные, в чём-то более показательны.
В «материальных» же, «рабочих» профессиях оценивается в основном конечный результат. Например, собирает экзаменуемый электрическую схему интеллектуальной системы учёта электроэнергии – в итоге должно получиться то, что будет работать. Оценка – по результату, объяснений не требуется. Хотя экзаменаторы смотрят и на процесс работы, из которого видно, понимает ли студент, что он делает.
Но ведь можно просто «зазубрить» алгоритм действий, не понимая их? А если перед таким электриком поставят «невыученную» задачу, он сможет её решить?
- Это интересный вопрос. Демонстрационный экзамен вышел из движения WorldSkills, и там перед участниками ставили задачу не шаблонами мыслить, а понимать технологию и уметь переносить её на решение иных задач. И на сегодня часть экспертов разрабатывали задания для чемпионатов, а сегодня и для демонстрационного экзамена сами, чтобы участники искали решения не по шаблону, а через понимание.
В том, что касается профильного уровня демонстрационного экзамена, там не всегда «заученные» вещи срабатывают. Потому что, если понимания нет, осуществить перенос навыка с одного задания на другое ни студент, ни даже преподаватель не может. Если вместо трёх обязательных проводов есть только два или где-то фазу выбило, творчески подойти к решению задачи и найти обходной вариант может только тот, кто точно понимает технологию.
Так что профильный уровень демонстрационного экзамена – это такая «надстройка», которая даёт больше, чем «база». Базовый же уровень – это то, чему учили, что выпускник и должен показать. Не более.
Демонстрационный экзамен начали вводить несколько лет назад. Сейчас он стал главным и единственным?
- Он является составной частью итоговой аттестации выпускников учреждений СПО. Пилотная его апробация проводилась в 2015-2017 годах. С 2020 года демэкзамен уже прочно зашёл как основа, одна из частей выпускного экзамена. Т.е. на сегодняшний день образовательные учреждения сдают выпускную квалификационную работу плюс демонстрационный экзамен, он стал обязательной частью. Есть исключения по закону: вся медицинская сфера, учреждения исполнения наказания, учреждения культуры – у них демонстрационный экзамен не является обязательным.
На сегодняшний день введён специальный QR-код, который заносят в диплом. Сканировав его, можно посмотреть, как оценён выпускник, за какое задание, по каким критериям (понимание процесса или продукт). Это вроде электронного портфолио, называется «Цифровой паспорт компетенции».
В каждом ли учреждении СПО практикуют два уровня демонстрационного экзамена: базовый и профильный?
- Да. Демонстрационный экзамен по прежнему стандарту WorldSkills теперь стал профильным уровнем. Его сдают по компетенциям. При этом компетенция не равна специальности и профессии. Это нечто сквозное.
Допустим, есть компетенция «робототехника». Её сдают два человека, и каждый выполняет свою задачу. Один создаёт программу роботу, а второй собирает этого робота. В итоге робот должен быть собран и выполнять конкретную задачу. Это не является всей профессией, на которую учат каждого из этих студентов. Создающий программу не является исключительно программистом роботов, так же как сборщик-монтажник не является исключительно сборщиком роботов.
Это конкретное приложение профессии к решению конкретной задачи…
- Да. Например, есть профессия «тракторист-машинист», а по компетенции он может сдавать «эксплуатацию сельскохозяйственных машин» или «цифровое земледелие». В этом смысле компетенция – это нечто более узкое, уникальное внутри профессии. Это то, что касается профильного уровня. А базовый уровень как раз привязан к профессиям и специальностям – это именно то, чему учат.
Предполагается, что на следующий год базовый и профильный уровень демонстрационного экзамена останутся, а вот понятие компетенции отойдёт. В рамках профессии или специальности будет базовый уровень и профильный – как надстройка над ним. Т.е. выпускник должен будет делать то, что он обязан уметь делать по его специальности и профессии, а в профильном уровне он будет должен обладать ещё некоторыми уникальными компетенциями, которые позволят быть на голову выше остальных. Это аналог того, как раньше из учреждений СПО выпускали с разрядами: ты мог выйти без разряда, с начальным или высоким разрядом.
Кто определяет, какой вариант демонстрационного экзамена сдаёт тот или иной выпускник?
- Базовый уровень должны сдать все, поскольку демонстрационный экзамен является составной частью выпускного. Если студент желает сдать профильный уровень, он пишет заявление и вместо базового сдаёт профильный.
Вместо или вместе?
- Вместо! Он выбирает повышенный уровень.
Студенты, которых сейчас набирают на программы профессионалитета, «по умолчанию» будут сдавать профильный уровень.
Не получается ли так, что выбравший «профиль» берёт более сложную, но более узкую ступень?
- На сегодняшний день так оно и есть. Но со следующего года задания будут разработаны по другому принципу. Студент не сможет сдать профильный уровень, минуя базу. База будет единая для всех. Те, кто захочет быть более квалифицированным специалистом, изначально простроить свою карьеру чуть выше, будут иметь возможность зайти на профильный уровень демэкзамена.
У нас в Красноярском крае достаточно успешных историй, когда студенты, прошедшие такие испытания с хорошим стартовым багажом, успешно работают, имеют высокие зарплаты. Часть из них возвращается в качестве экспертов и наставников в организации СПО. Кто-то работает мастером производственного обучения, кто-то совмещает работу на производстве и в образовательном учреждении.
Можно подвести какие-то итоги завершившихся демонстрационных экзаменов этого года?
- Из особенностей минувшего учебного года можно отметить внедрение двух уровней демонстрационного экзамена: базового и профильного. Также главными экспертами на демонстрационном экзамене впервые стали представители работодателей и сторонние эксперты, а не только сами работники профобразования. На фоне нехватки квалифицированных кадров среди работодателей вырос интерес к демонстрационному экзамену: около 50% экспертов, участвующих в оценке - представители государственных корпораций – индустриальные партнёры СПО.
Каждый регион теперь отвечает за свою группу специальностей и профессий, разрабатывает для них оценочные материалы. Это тоже новшество этого года. Работодатели не просто участвуют в оценке, они должны быть включены в группу разработчиков варианта под конкретные задачи, технологии и оборудование.
В рамках ФГОС с учётом вызовов современной экономики, разрабатываются задания на демэкзамен. Например, в Дивногорском гидроэнергетическом техникуме есть специальность «энергетические электроустановки». Эта специальность существует только в трёх техникумах страны. Разработчиком заданий для всех них по этой специальности является Дивногорский техникум. Это как в ЕГЭ – есть единый набор заданий, в которых есть варианты, уровни сложностей, а они, в свою очередь, зависят от наличия оборудования (в разных регионах и на разных предприятиях для решения одинаковых задач могут использовать разные станки).
СПРАВКА
В 2023 году демонстрационный экзамен в Красноярском крае сдали 7.992 выпускника, это больше, более чем на 50% от выпускников к прошлому году. В 2023 году в проекте участвует большее количество учреждений СПО, и, как следствие, демэкзамен прирос новыми специальностями и компетенциями, сейчас их 132.
Итоговые цифры 2023 года по сдаче демонстрационного экзамена станут известны в начале года 2024-го. Демонстрационные экзамены прошли ещё не для всех студентов. Несколько сотен человек будут сдавать демэкзамен в октябре, ноябре и декабре.
Источник: НАТАЛИЯ ЗИМЕН: «ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН ЗАШЁЛ В СПО КАК ОСНОВА, ОДНА ИЗ ЧАСТЕЙ ВЫПУСКНОГО ЭКЗАМЕНА, НО ЕСТЬ ИСКЛЮЧЕНИЯ...»