Проект "Создаем. Предлагаем. Обсуждаем."

Иконка 1

Целью проекта "Создаем. Предлагаем. Обсуждаем." является привлечение широкого круга представителей системы среднего профессионального образования и заинтересованных лиц к формированию предложений и обсуждению вопросов развития демонстрационного экзамена по различным направлениям.

Тема проекта: «Содержание программы просветительской деятельности по подготовке и проведению демонстрационного экзамена в образовательных организациях среднего профессионального образования»

Даты сбора предложений: с 16 по 30 ноября 2023 года.

Активными участниками опроса стали кураторы образовательных организаций, эксперты, координаторы региональных операторов, представители работодателей. Всего в опросе участвовали 230 респондентов из 61 субъекта Российской Федерации. 

Самыми активными участниками опроса стали представители из следующих регионов:

  • Красноярский край;
  • Воронежская область;
  • Орловская область;
  • Республика Хакасия;
  • Республика Бурятия.


По результатам опроса для респондентов наиболее актуальными темами для включения в Программу стали: 

  • отчетная документация образовательной организации по процедуре ДЭ; 
  • нормативные правовые акты, регламентирующие проведение ДЭ; 
  • процедура выбора образовательной организацией уровня проведения ДЭ, КОД, ЦПДЭ.

Оценить знания слушателей программы 54% респондентов предлагают с помощью тестирования, 43% посредством практического задания, 3% предложили свой вариант ответа (тестовый вариант и практическое задание, практическая задача с разбором кейсов). 

По итогам опроса в части образовательного контента Программы респонденты проголосовали:

  • 41% – за презентации;
  • 36,1% – за видеолекции; 
  • 15,7% – за инфографику; 
  • 6% – за аудиолекции;
  • 1,2% – предложили свой вариант ответа (презентации с наглядными пособиями; мастер-классы).


Ключевые предложения респондентов по Программе:

  • дистанционный формат обучения;
  • отражение тем по финансовому обеспечению ДЭ;
  • формирование профессиональной этики эксперта ДЭ; 
  • включение образцов документов (формы приказов, протоколов, отчетов, программ ГИА и пр.); 
  • выдача сертификатов по окончании обучения.

Тема проекта: «Методические указания по разработке вариативной части комплектов оценочной документации»

Даты сбора предложений: со 02 по 16 ноября 2023 года

Получено и обработано: 57 предложений из 22 субъектов Российской Федерации.

С проектом Методических указаний ознакомились более 1300 человек.

В ознакомлении с проектом Методических указаний приняли участие не только работники образовательных организаций, но и работодатели, родители обучающихся, что  подчеркивает значимость данной процедуры для всех участников образовательного процесса. 

Наибольшее количество предложений и комментариев по проекту Методических указаний было направлено следующими регионами: 

  • Республика Хакасия;
  • Брянская область;
  • Пермский край;
  • Курганская область.

Ключевым предложением выступило подкрепление каждого этапа разработки вариативной части оценочных материалов конкретными примерами, в том числе шаблонами документов. По мнению участников проекта СПО, это упростит понимание порядка формирования вариативной части оценочных материалов.

    Тема проекта: «Концепция взаимодействия и сотрудничества ФГБОУ ДПО ИРПО с организациями-работодателями по вопросам демонстрационного экзамена»

    Даты сбора предложений: с 19 октября по 2 ноября 2023 года

    Получено и обработано: около 1500 предложений из 61 субъекта Российской Федерации.

    Подавляющее большинство отзывов было положительным. Тем самым проект подтвердил свою актуальность. 

    В основном, свои предложения и комментарии оставляли представители образовательных организаций.

    Наибольшее количество анкет-откликов было направлено следующими регионами: 

    • Республика Крым;
    • Воронежская область; 
    • Республика Тыва;
    • Донецкая Народная Республика.

    Наибольшее количество предложений и комментариев по проекту Концепции направили: 

    • Московская область;
    • Орловская область;
    • Оренбургская область;
    • Пермский край.

    Основные предложения:

    • Разработать систему наставничества между работодателем и образовательной организацией;
    • Предложить механизм стимулирования участия работодателей в материально-техническом обеспечении демонстрационного экзамена;
    • Создать профессиональное сообщество организаций-работодателей по разным специальностям для решения актуальных задач по вопросам демонстрационного экзамена.

    Тема проекта: «Учёт результатов промежуточной аттестации в форме демонстрационного экзамена при выставлении оценки по итогам государственной итоговой аттестации»

    Даты сбора предложений: с 17 по 21 апреля 2023 года.

    Получено и обработано: 15 предложений из 10 субъектов РФ.

    Самый активный регион: Пензенская область, от них получено 2 предложения.

    Основные предложения:

    • ГЭК соблюдать обязательность наличия связи между профессиональным модулем, по результатам освоения которого проведена ПА, и содержанием ОМ ГИА, для положительного решения по учёту результатов ПА;
    • Оператору ДЭ при разработке ОМ заранее предусмотреть преемственность ОМ в разрезе ПА и ГИА, базового и профильного уровней ДЭ;
    • ГЭК для принятия решения об учёте результатов ПА анализировать ОМ ДЭ для ПА и ГИА на предмет установления взаимных соответствий на уровне профессиональных компетенций, в рамках которых осуществлять учёт.

    Тема проекта: «Положение о проведении обследований центров проведения демонстрационного экзамена в 2023 году»

    Даты сбора предложений: с 22 по 27 марта 2023 года.

    Получено и обработано: более 20 предложений из 16 субъектов Российской Федерации.

    Самые активные регионы: г. Москва, Волгоградская и Челябинская области.

    Основные предложения по содержанию Положения:

    • фиксация результатов обследования в реестре ЦПДЭ;
    • упрощение структуры паспорта ЦПДЭ;
    • привлечение ГЭ к процедуре обследования ЦПДЭ.

    Положение о проведении обследований центров проведения демонстрационного экзамена в 2023 году доступно по ссылке.

    Тема проекта: «Методика организации и проведения демонстрационного экзамена»

    Даты сбора предложений: с 28 февраля по 05 марта 2023 года.

    Получено и обработано: 60 предложений. Основным предложением является требование описания подходов к формированию экспертных групп, в том числе к главному эксперту.

    Внесенные предложения:

    • требования к региональным операторам;
    • возможности ИСО по замене членов экспертных групп;
    • распределение экзаменационных групп по сменам;
    • исключительные особенности организации работы по профильному уровню демонстрационного экзамена в 2023г.;
    • функции лиц, допущенных в ЦПДЭ;
    • сокращение количества протоколов.

    Методика организации и проведения демонстрационного экзамена доступна по ссылке.

    Тема проекта: специальная программа обучения «Эксперт демонстрационного экзамена»

    Даты сбора предложений: с 20 февраля по 1 марта 2023 года.

    Получено и обработано: более 150 предложений из 38 субъектов РФ.

    Самые активные регионы: Республика Башкортостан, г. Санкт-Петербург и Свердловская область, от них получено 42 письма.

    Основные предложения по содержанию курса:

    • подготовить видеоуроки по ключевым темам курса;
    • создать пошаговую инструкцию по организации и проведению ДЭ для главного эксперта;
    • подготовить инструкцию по заполнению протоколов и других документов ДЭ;
    • доработать методику оценивания результатов выполнения ДЭ (с примерами).

    Информация о разработанной программе обучения доступна по ссылке.

    Тема проекта: «Разработка, использование и хранение оценочных материалов демонстрационного экзамена»

    Даты сбора предложений: с 11 по 17 февраля 2023 года.

    Получено и обработано: более 600 предложений из 28 субъектов Российской Федерации. 

    Самые активные регионы: Ленинградская, Московская и Кемеровская области. От них получено более 160 предложений.

    Участники проекта:

    • опытные разработчики и рецензенты оценочных материалов базового и профильного уровня;
    • эксперты демонстрационного экзамена с многолетним опытом;
    • преподаватели;
    • мастера ОО;
    • специалисты с опытом разработки заданий для различных олимпиад профмастерства.