Пресс-центр
Сегодня, 24 октября 2024 года, стартовала Всероссийская научно-практическая Конференция «Стратегические сценарии развития демонстрационного экзамена». Более 100 участников из 32 регионов посетили Центральный дом ученых РАН на Пречистенке. И первым событием Конференции стало пленарное заседание. Его модератором выступил Пономаренко Алексей Дмитриевич, заместитель генерального директора АНО «Корпоративная Академия Росатома» – директор Блока инженерных компетенций, кандидат экономических наук:
"Мы как корпорация и как корпоративная академия являемся давним партнером и Министерства просвещения Российской Федерации, конечно же, и в целом системы среднего профессионального образования. Потому что предприятия атомной отрасли традиционно были связаны с очень плотной системой подготовки кадров. Аттестация работников неразрывно связана с их профессиональным развитием на объектах. Фактически, благодаря этому накоплен уникальный опыт. И вот эта практика, скажем так, прикладных аттестационных решений, поддерживалась на всех этапах становления профессионалов. И на сегодняшний день у нас при каждой станции есть свои тренировочные центры. Каждый этап перехода сотрудников с одной позиции на другую сопровождается, можно сказать, демонстрационным экзаменом. За эти годы мы аттестовали в районе 4 тысяч специалистов. Многие из них успешно работают до сих пор и показывают эту готовность учиться. Отсюда мы разработали целый ряд решений для того, чтобы специалисты максимально точно воспроизводили технологию. Это во многом определяет, конечно же, их зрелость".
Первым доклад «Роль и место демонстрационного экзамена в развитии системы среднего профессионального образования» представила заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Софронова Марина Иннокентьевна:
"В системе среднего профессионального образования сейчас формируется новая модель. Мы все являемся участниками этой модели, когда меняется технологический уклад сфер, областей, отраслей, с которыми система подготовки кадров тесно взаимодействует. И она должна отвечать всем этим вызовам, оперативно реагировать на все изменения. Сегодня для нас машинное обучение, искусственный интеллект, использование различных высоких технологий — это уже не что-то из далекого, а уже те инструменты, которые активно внедряются или уже внедрены, дают свои результаты абсолютно во всех отраслях и сферах. И среднее профессиональное образование, будучи кузницей кадров для абсолютно всех отраслей промышленности, экономики не может формироваться и развиваться отдельно от этих изменений. Именно поэтому и государственная политика развития среднего профобразования, и сама система образования формирует разные подходы и методы совместно с работодателями совместно с отраслями, совместно с педагогическим сообществом для того, чтобы мы с вами, находясь в таких условиях, были готовы отвечать всем вызовам. Демонстрационный экзамен как форма итоговой аттестация, как форма аттестации по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, стал большим вызовом для всех нас, для системы среднего профессионального образования. И я хочу сказать, что и по сей день этот инструмент остается инновационным компонентом в системе образования, который меняется, трансформируется, адаптируется под реалии постоянно".
Ключевое темой пленарного заседания стало повышение качества среднего профессионального образования. С докладами «Инструменты обеспечения качества среднего профессионального образования» и «Развитие системы повышения квалификации педагогов, как основы обеспечения качества образования, через использование механизмов взаимодействия с работодателями» выступили проректоры Института развития профессионального образования Наумова Светлана Ивановна и Романова Тамара Николаевна.
"Демонстрационный экзамен – это инструмент, с помощью которого мы оцениваем не только уровень подготовки наших выпускников, но и в целом качество образования. Прямые инструменты, установленные органами исполнительной власти – федеральный государственный образовательный стандарт, государственная аккредитация и аккредитационный мониторинг. Среди опосредованных механизмов, влияющих на качество профобразования, в первую очередь, мы выделяем демонстрационный экзамен. Это не только форма государственной аттестации, но и механизм, повышающий качество всех предшествующих процессов", - отметила Светлана Ивановна.
"Педагогические кадры СПО – это фундамент профессионального образования. Качественный рост их квалификации обеспечивают стажировки на передовых предприятиях реального сектора экономики. В 2024 году по программам повышения квалификации в рамках ФП «Профессионалитет» стажировки успешно прошли около 3500 педагогических работников системы СПО. Ключевым решением, позволяющим оценить уровень участников программы по итогам прохождения обучения, стал демонстрационный экзамен", - отметила Тамара Николаевна
Кроме того, на пленарном заседании было представлено 5 докладов:
- «Определение стратегических ориентиров развития региональной системы оценки среднего профессионального образования» - Косолапова Инесса Васильевна;
- «Независимая оценка квалификации и аттестация обучающихся: возможности и условия сопряжения» - Факторович Алла Аркадьевна;
- «Вклад всех работников профессиональных образовательных организаций в результаты демонстрационного экзамена выпускников СПО» - Печеная Анна Сергеевна;
- «Условия и ресурсы организации и проведения демонстрационного экзамена: проблемы и перспективы» - Васина Елена Вячеславовна.
Завершилось пленарное заседание подведением итогов и установкой на дальнейшую работу в секциях. Мы уверены, что за эти два дня коллеги обсудят инновационные подходы к развитию демонстрационного экзамена, поделятся успешными практиками и достижениями.
А мы напоминаем, что вы сможете подключиться к онлайн трансляциям и стать частью большого научного события года в системе среднего профессионального образования!